«Применение экологического законодательства в деятельности таможенных органов» (преп. Ю.В. Васильчук)
12 мая со студентами специальности «Таможенное дело» в рамках изучения учебной дисциплины «Применение экологического законодательства в деятельности таможенных органов» (преп. Ю.В. Васильчук) была организована и проведена ролевая игра «Случай на границе» по теме «Таможенный контроль за перемещением через таможенную границу продукции экологического характера».
Применение данной интерактивной методики позволило продемонстрировать студентами знания таможенного и экологического законодательства применительно к перемещению отдельных видов продукции и товаров экологического характера, а также практические навыки осуществления таможенного контроля за соблюдением установленных запретов и ограничений в отношении продукции экологического характера.
Ролевая игра включала моделирование конкретной ситуации на основе изученной правоприменительной и судебной практики с участием таможенных органов по осуществлению ими таможенного контроля в отношении отдельных видов продукции и товаров экологического характера. Ролевая игра позволила путем работы в малых группах организовать взаимодействие студентов и приобрести ими навык совместной деятельности по обсуждению актуальных вопросов, выработке коммуникативных умений, а также проявить творческие способности.
«Экологическое право»
Васильчук Ю.В., зав. лабораторией инновационных методов обучения юристов, совместно со студентами 4 курса направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция Танько В.С., Харламовой Е.Д., Матвеевой С.А., Малинина А.И. и Оперчук А.М. 29 сентября 2022 года провели мастер-классы по темам «Глобальные экологические проблемы», «Экологические права и обязанности граждан» в рамках регионального мероприятия «Профильная смена «Олимпиадная подготовка по обществознанию. Право. 10-11 класс». Данное мероприятие было проведено в региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Тверской области «Орион».
Дисциплина «Уголовный процесс» (Яковлева Н.Г., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и процесса)
В рамках изучения дисциплины «Уголовный процесс» в течение 2 семестра студенты 3 курса «расследуют» уголовное дело (реализация ПК-10 – «способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения»).
Начиная со стадии возбуждения уголовного дела и заканчивая стадией апелляционного обжалования, студенты составляют необходимые процессуальные документы и в игровой форме осуществляют необходимые процессуальные действия. Так, студенты проводят осмотр места происшествия, процессуально оформляют задержание подозреваемого, осуществляют привлечение лица в качестве обвиняемого, в судебном порядке принимают решение об избрании меры пресечения, производят обыск в жилище и т.п. Затем студенты составляют обвинительное заключение и направляют его на «утверждение прокурору».
Следующий этап – стадия судебного разбирательства. Проводится процедура предварительного слушания, а затем – непосредственно судебное разбирательство и вынесение приговора.
Заключительный этап – овладение навыками по составлению таких процессуальных документов, как апелляционная жалоба и апелляционное представление.
СТУДЕНТЫ ИЗУЧАЮТ УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В ИНТЕРАКТИВНОМ ФОРМАТЕ
Дисциплина «Основы правовой культуры» (Яковлева Н.Г., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и процесса)
В рамках проведения практических занятий со студентами 1 курса направления 40.03.01 Юриспруденция по дисциплине «Основы правовой культуры» используется методика: работа в малых группах.
Плюсом командной работы является то, что студенты первого курса (дисциплина «Основы правовой культуры» изучается на первом курсе) получают возможность, во-первых, ближе познакомиться друг с другом, выявить лидеров и креативно мыслящих обучающихся, во-вторых, соревновательный элемент, появляющийся в процессе выполнения заданий, способствует формированию здоровой конкуренции. Каждая группа хочет выступить ярко, интересно, предложить нестандартный подход к решению проблемы.
При разработке заданий для работы в малой группе необходимо учитывать, что они должны быть ориентированы именно на коллективную работу, то есть предполагают распределение обязанностей, подготовку выступления от группы, совместное обсуждение и т.п.
В качестве примера одного из таких заданий можно привести следующее. Студентам предлагается разделиться на 2 или 3 подгруппы (по желанию и исходя из количества обучающихся в группе) и нарисовать условный «портрет» современного юриста, наделив его теми качествами, которыми, по мнению первокурсников, он должен обладать. Раздав студентами маркеры и большие листы бумаги, преподаватель предлагает такой «портрет» нарисовать, а затем каждая подгруппа объяснит, почему они изобразили именно такого юриста. Как правило, выполнение такого задания способствует развитию креативного мышления, формированию навыков работы в команде, демонстрирует и уважение студентов к представителям юридической профессии, и чувство юмора, потому что такие «портреты» выглядят порой довольно забавно. Выступления каждой из подгрупп сопровождаются комментариями о том, почему они изобразили именно такой «портрет» – речь может идти и о символах, заложенных во внешности (например, изображены большие уши – юрист должен уметь очень внимательно слушать, чтобы понять проблему и оказать квалифицированную юридическую помощь), и том, что может быть в руках у юриста – часто студенты изображают кодексы и т.п. – символ того, что правовед всегда должен помнить о законе и с неуклонно соблюдать его.
Дисциплина «Применение экологического законодательства в деятельности таможенных органов»(Васильчук Ю.В., к.ю.н., доцент кафедры экологического права и правового обеспечения профессиональной деятельности)
В рамках изучения темы «Таможенный контроль за перемещением через таможенную границу продукции и товаров экологического характера», проводится деловая игра «Таможенный и иные виды государственного контроля за перемещением отдельных видов продукции экологического характера».
Студенты объединяются и работают в малых группах. Практическое занятие проводится в форме деловой игры, которая позволяет изучить особенности перемещения через таможенную границу отдельных видов продукции и товаров с помощью модели. Сценарий игры студенты определяют самостоятельно на основе данных и фактов, описывающих конкретную ситуацию, связанную с пресечением таможенными органами незаконного перемещения через таможенную границу продукции экологического характера. Тем самым деловая игра позволяет смоделировать процедуру взаимодействия участников ВЭД с таможенными и иными государственными органами, в которой реальная ситуация служит исходной позицией игры, а затем дорабатывается ее участниками.
В частности, необходимо определить правовые последствия данной ситуации, перечень необходимых разрешительных документов при перемещении продукции экологического характера, прокомментировать действия участников и дать им правовую оценку. Также важно показать взаимодействие таможенных органов с иными правоохранительными органами в целях обеспечения соблюдения участниками ВЭД установленных запретов и ограничений в отношении отдельных видов продукции экологического характера.
В мае 2021 г. студенты 3 курса Специальности «Таможенное дело» справились с поставленным заданием и продемонстрировали не только высокий уровень полученных теоретических знаний и практических навыков, но и творческий подход.
На юридическом факультете прошел мастер-класс для студентов 3 курса с участием Тверского природоохранного прокурора
В рамках изучения учебных дисциплин «Земельное право», «Экологическое право» используются современные итерактивные методики, в том числе мастер-классы. Так 8 декабря 2021 г. на юридическом факультете состоялся мастер-класс на тему: «Особенности возмещения вреда, причиненного природным объектам», который провели представители Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. В ходе занятия Валентин Сердюков, Тверской природоохранный прокурор, в иллюстративной форме показал особенности расследования и рассмотрения судами дел, связанных с возмещением вреда, причиненного отдельным природным объектам и ресурсам, в результате экологических правонарушений. В ходе мастер-класса обсуждались практически значимые вопросы, связанные с определением ущерба, причиненного земельным участкам в результате негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, а также водным биоресурсам в результате загрязнения водоемов, способов его возмещения, сбора доказательств.
Выступающими были наглядно продемонстрированы отдельные фрагменты судебного заседания: выступление прокурора, представителя ответчика, судьи по данным категориям дел.
Студенты 3 курса направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция получили актуальные практически ориентированные знания по вопросам, связанным с возмещением вреда, причиненным отдельным компонентам окружающей среды, узнали о специфике работы специализированной природоохранной прокуратуры.
Мастер–классы с участием практикующих юристов помогают студентам актуализировать имеющиеся знания, сформировать профессиональные компетенции, принять участие в обсуждении актуальных и проблемных вопросов, получить навыки публичного выступления.
Организатором мероприятия выступила Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и кафедра экологического права и правового обеспечения профессиональной деятельности ТвГУ.
Ролевая игра «Общественные слушания при принятии экологически значимых решений»
Дисциплина «Право социального обеспечения»(Афтахова А.В., к.филос.н., доцент кафедры экологического права и правового обеспечения профессиональной деятельности)
В целях изучения отдельных видов социальной помощи и поддержки, в частности, отдельных видов пособий, компенсационных выплат, льгот и субсидий, студентам дается задание подготовить выступление в сопровождении мультимедийной презентации на заранее определенную тему. Выступление должно содержать порядок, размер и особенности назначения конкретного вида пособия или выплаты, освещение проблемных вопросов, связанных с получением соответствующих мер. В целях обеспечения внимания, а также для проведения текущего контроля студентам предлагается разработать блок заданий, направленных на проверку остаточных знаний слушателей. Студенты проводят интерактивные опросы с использованием платформ kahoot, plickers, myquiz, разрабатывают и проводят с использованием образовательного материала Морской бой, Свою игру, Кто хочет стать миллионером, квест «Выйди из комнаты» и другие. Таким образом, студенты не только повторяют и систематизируют материал, но и развивают свои творческие способности, цифровые навыки и умение работать с аудиторией.
Дисциплина «Товарная номенклатура ВЭД» (Сладкова А.А., к.филос.н., доцент кафедры экологического права и правового обеспечения профессиональной деятельности)
Одно из практических занятий по дисциплине «Товарная номенклатура ВЭД» студенты 2 курса специальности "Таможенное дело" провели в форме интерактива, а именно "интеллектуального квеста". 4 команды перемещались по станциям, выполняя творческие задания. На первой станции необходимо было соотнести текст правила интерпретации и его номер, а также назвать пример из практике по применению данного правила. На второй станции студенты решали филворд и задание true/false. На третьей станции студентов ожидало испытание, связанное с определением правильной товарной позиции товара. Наибольший интерес вызвала четвертая станция, на которой были представлены сказки на новый лад, а именно с вопросами по классификации ступы Бабы Яги как летательного аппарата, и личности Колобка- как хлебобулочного изделия или же интерактивной игрушки.
Таким образом, студенты смогли закрепить теоретический материал и продемонстрировать практические навыки по классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой ЕАЭС, но в более интересной и продуктивной форме.
Дисциплина «Правила заполнения ГТД и электронное декларирование» (Огаркова Н.О., старший преподаватель кафедры экологического права и правового обеспечения профессиональной деятельности)
Практические занятия студентов 5 курса специальности «Таможенное дело» по дисциплине «Правила заполнения ГТД и электронное декларирование» проводятся с использованием программ комплекта «Альта-Максимум», который установлен в компьютерном классе факультета. В комплект входят следующие программы: «Альта-ГТД», «Такса», «Тамдок» и «Заполнитель».
В рамках занятий студенты рассчитывают таможенную стоимость, таможенные платежи и заполняют декларации на товары. На основе комплекта документов для однотоварной декларации составляется декларация на товары в программе «Альта-ГТД», а также проводится формализация документов, т.е. подготавливается декларация к электронной подаче в таможенные органы.
С помощью программы «Такса» студенты рассчитывают таможенные платежи, а также знакомятся с мерами нетарифного регулирования для каждого товара, подлежащего декларированию.
С помощью программы «Заполнитель» можно быстро заполнить многотоварную декларацию. Студентам предоставляется комплект документов для многотоварной декларации, на основе которого они готовят таблицу в формате Excel. Затем таблица загружается в программу «Заполнитель», а из нее данные выгружаются в промежуточный Инвойс в программе «Альта-ГТД». На основе Инвойса создается взаимосвязанный документ – декларация (ДТ) с несколькими товарами.
Работа в программном комплекте сложная, но интересная. Для заполнения декларации на товары необходимы знания, полученные студентами на предыдущих курсах обучения, т.е. это своего рода закрепление пройденного материала за весь период обучения по данной специальности.
Дисциплина «Правовые основы журналистики» (Сапронова Т.П., к.ю.н., доцент кафедры экологического права и правового обеспечения профессиональной деятельности)
В рамках изучения дисциплины «Правовые основы журналистики» в течение 1 семестра студенты 4 курса факультета журналистики активно составляют проекты запросов информации в правоохранительные органы Тверской области, учатся обжаловать незаконные действия должностного лица, отказавшего в представлении запрашиваемой информации, или представившей ее несвоевременно (реализация ОПК-7 – «способен руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ»).
В рамках предполагаемой подготовки к статье о преступности несовершеннолетних, студенты «разбиваются» на две группы, одна из которых готовит проект запроса в Информационный центр УМВД России по Тверской области, а другая - проект обращения в прокуратуру области на «незаконные» действия начальника УМВД России по Тверской области, отказавшего в предоставлении запрашиваемой информации.
В последующем, в целях закрепления приобретенных навыков, группы меняются ролями: представители одной «примеряют» на себя роль прокурора, осуществляющего прием граждан, представители другой – посетителей, обратившихся на прием, с жалобой на незаконные действия должностного лица.
Дисциплина «Право» (Карпенюк О.С., к.ю.н., доцент кафедры экологического права и правового обеспечения профессиональной деятельности)
В целях развития навыков публичного выступления, умения убеждать и отстаивать свою позицию со студентами 3 курса биологического факультета проведена дискуссия на тему «Может ли право спасти экологию?».
Из числа студентов было сформировано две команды. В ходе дискуссии команды высказали свои позиции за и против по поставленному вопросу, задали друг другу вопросы, также отвечали на вопросы зрителей.
При обсуждении были затронуты следующие темы:
правовое регулирование окружающей среды;
возможности правового стимулирования бережного отношения к окружающей среде как граждан, так и организаций и предприятий;
взаимосвязь коррупции и загрязнения окружающей среды;
роль общественности в защите окружающей среды и предотвращению совершения трансграничных преступлений в сфере экологии на примере "Китовой тюрьмы" в Приморском крае;
проблемы отсутствия как в законодательстве обязанности граждан сортировать мусор, так и реальных условий для раздельного сбора мусора и переработки отходов.
В конце дискуссии зрители путем голосования определили какая команда была более убедительной. С перевесом в один голос победила команда, отстаивавшая возможность с помощью правового регулирования решить экологические проблемы.
В рамках занятий по дисциплине «Правоведение» доцентом кафедры экологического права и правового обеспечения профессиональной деятельности Карпенюк О.С. 16 марта проведена дискуссия среди студентов 4 курса факультета ПМиК на тему: «Электронное лицо: быть или не быть?».
В дискуссии приняли участие две команды: «Turing’s Test Passed» и «Физические лица».
Студенты команды «Turing’s Test Passed» (Морозов А.Э., Макушкин А.Л., Попович Н.Р, Дильдиков А.Н.) отстаивали позицию о возможности наделить робота правами и обязанностями, признать его субъектом права. Юниты искусственного интеллекта обладают всеми необходимыми элементами, характерными для субъектов, признанных субъектами права: интеллектом, автономным принятием решений, способностью учиться на собственном опыте, памятью, планированием, сложностью, формальностью и способностью манипулировать структурами. В будущем развитие искусственного интеллекта и технологий приведёт к тому, что робота можно будет отделить от его создателя, оператора, разработчиков/программистов и их воли.
Участники команды «Физические лица» (Луков Н.А., Смирнова Д.А., Фомин Н.А., Григорьев К.А.), напротив, защищали позицию о невозможности наделения робота правами. Робот всего лишь объект, у него нет сознания, результат его деятельности лишь следствие математических операций. Робот может подражать или копировать уже известное, но не создавать своё. Только человек является полноценным и единственным субъектом правоотношений. Именно человек своей творческой деятельностью может создать что-то новое, в то время как искусственный интеллект может выступать лишь объектом, как вещь, в отношении которой у полноправного субъекта будут иметься имущественные права.
Команды активно отстаивали свои позиции, приводили доводы и аргументы в свою пользу, отвечали на вопросы студентов из зрительного зала. В рамках дискуссии затронули следующие вопросы: авторские права искусственного интеллекта на коды и произведения (музыку, изображения); может ли юнит искусственного интеллекта нести ответственность за свои действия; как можно наказать робота, если всё-таки он станет субъектом; может ли робот создать юридическое лицо.
По итогам дискуссии было проведено голосование. Большинством голосов студенты признали доводы команды «Физические лица» сильнее. Победила позиция, что робот не может обладать правоспособностью.
Благодарим всех участников за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!
«Правоохранительные органы»
В рамках проведения практических занятий со студентами 1 курса специальности 38.05.02 Таможенное дело по дисциплине «Правоохранительные органы» используется методика: работа в малых группах.
Основная цель командной работы студентов первого курса – формирование навыков работы в команде, возможность ближе познакомиться друг с другом, выявить лидеров и креативно мыслящих обучающихся, а также соревновательный элемент, появляющийся в процессе выполнения заданий, способствует формированию здоровой конкуренции. Каждая группа хочет выступить ярко, интересно, предложить интересный подход к решению проблемы.
При разработке заданий для работы в малой группе необходимо учитывать, что они должны быть ориентированы именно на коллективную работу, то есть предполагают распределение обязанностей, подготовку выступления от группы, совместное обсуждение и т.п.
Студентам предлагается разделиться на 4 подгруппы и визуализировать систему правоохранительных органов в РФ в форме схемы или таблицы, показав, с одной стороны, основные направления деятельности правоохранительных органов, а с другой, межотраслевое взаимодействие.
Раздав студентами маркеры и большие листы бумаги, преподаватель предлагает показать особенности системы правоохранительных органов. Затем каждая подгруппа представляет свою работу.
Контакты
Информация
Адрес: 170021, г. Тверь, 2-ая Грибоедова, д. 22
Деканат направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат) : +7 (4822) 52-94-22
Деканат ЗФО : +7 (4822) 52-94-44
Деканат специальности 38.05.02 «Таможенное дело» : +7 (4822) 52-94-44
Деканат направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (магистратура): +7 (4822) 52-12-26
Email: law@tversu.ru
Каналы для абитуриентов
Год семьи 2024
Международный научный студенческий форум 2024 (осенняя сессия)
Отвечает юрист
Виртуальная экскурсия