12 декабря 2025
10 декабря 2025 года студенты первого курса юридического факультета Тверского государственного университета вместе с доцентом кафедры теории права, к.ю.н. Любовенко Еленой Сергеевной приняли участие в научно-практической конференции «200 лет со дня восстания декабристов: уроки прошлого для настоящего», организованной Министерством юстиции Российской Федерации.
Перед началом конференции участники посетили тематическую экскурсию, посвящённую восстанию декабристов 1825 года. Экспозиция включала уникальные исторические материалы: реконструкцию камер заключения декабристов, подлинный автограф Александра Сергеевича Пушкина с его автопортретом и строками из «Скупого рыцаря», а также редкие документы, отражающие процесс судебного разбирательства над участниками восстания. Особое внимание было уделено системе наказания, а также истории создания тюрьмы в Петровском заводе – одного из первых примеров внедрения пенитенциарных практик с американским влиянием на территории Российской империи.
В конференции приняли участие ведущие представители юридического и академического сообщества страны. В качестве спикеров выступили Министр юстиции Российской Федерации Константин Анатольевич Чуйченко, специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Ефимович Швыдкой, генеральный директор Первого канала Константин Львович Эрнст и другие видные деятели науки и культуры.
Тематика обсуждений охватывала широкий круг вопросов: от историко-правовой оценки восстания декабристов и судебного процесса над ними до влияния западных революционных идей и переосмысления образа декабристов в современной культуре. В рамках выступлений поднимались дискуссионные темы: кем были декабристы – идеалистами, мечтавшими о справедливом обществе, или участниками неорганизованного и утопического заговора? Как отразился этот процесс на развитии правовой системы Российской империи и становлении судебной реформы 1864 года?
Участие студентов в мероприятии позволило не только углубить знания по истории отечественного права, но и прикоснуться к живой исторической памяти, оценить значимость междисциплинарного подхода в юридическом образовании, объединяющего право, историю и культуру.