О проблеме «отцов и детей» в контексте обсуждения традиционных семейных ценностей
2 ноября 2022
В первый день форума была организована работа дискуссионной площадки под руководством д.ю.н., проф. Ольги Юрьевны Ильиной, посвященной актуальным вопросам проблематики обеспечения традиционных семейных ценностей, особенно в правоотношениях между родителями и детьми.
Начало дискуссии определил доклад-презентация студентов 43 группы Малинина А.И., Матвеевой С.А., Новосёловой М.М. на тему: "Эволюция семейных ценностей от Русской Правды до Семейного Кодекса Российской Федерации". Студенты провели исторический анализ семейных ценностей, закрепленных в законодательстве от принятия христианства на Руси до Семейного Кодекса Российской Федерации. В ходе исследования было установлено, что в разные периоды истории семейные отношения имели различный характер, в связи с чем формировались особенные ценностные ориентиры, которые переходили из эпохи в эпоху. Однако, несмотря на все произошедшие изменения, они сохранили свое истинное традиционное значение и актуальны по сей день.
Необычное выступление подготовили студенты 41 группы: Алиева Н.В., Давыденко П.В., Дроздов П.П., Воробьев А.В., презентуя видеоролик: «Трансляция традиционных семейных ценностей через экран зрителю на примере мультфильмов». В рамках просмотра отрывков из советских мультфильмов был выявлен целый ряд семейных ценностей, на которые обращали внимание создатели данного творчества. При их повторном просмотре был определен ряд эпизодов, не только коррелирующих с российскими традиционными семейными ценностями, но и сделан вывод, насколько последовательны и современны были их авторы в то время.
Студентка 41 группы: Барменкова Я.А., выступая с докладом "Понятие интересы ребенка в судебной практике", акцентировала внимание участников мероприятия на отсутствии легальной дефиниции и единого подхода судов к толкованию понятия "интересы ребенка". По мнению студентки, это есть не пробел в законодательстве, требующий доработки, а специфика и необходимая реальность, отражающая, в том числе, и особенности семейно-правовых отношений между родителями и детьми. Интересы ребенка не могут быть определены однозначно, поскольку подобный подход не позволил бы оценить особенности конкретной семьи, их жизни.
Логическим продолжением обсуждения поднятого вопроса стало выступление студенток 44 группы Секориной К.С., Смирновой В.Ю., которые представили анализ судебной практики по усыновлении (удочерению) детей в контексте соблюдения требований, предъявляемых к усыновителям, учёта интересов ребёнка.. Выступающие подчеркнули, что суды обращают особое внимание как на родственную связь, так и на нравственные и иные качества усыновителя, что позволяет обеспечивать в полной мере интересы усыновляемого ребенка.
Завершением обсуждения вопроса, посвященного интересам ребенка в семье, стало сообщение студентки 42 группы Журавлевой А.М. на тему «Наилучшие интересы ребенка». В выступлении был затронут вопрос критериев определения наилучших интересов ребенка, а также проблема определения данного понятия в российском законодательстве.
Внимание участников площадки также привлекло выступление студенток 42 группы Ивантеевой А.Р., Коненковой М.В., Кутиловой Е.А., Кутузовой А.О., Лёвиной В.О. Видеоролик, демонстрирующий результаты социологического опроса на тему: «Традиционные семейные ценности в понимании современного общества». В настоящее время размываются границы понятия «семья», в связи с чем традиционные семейные ценности как таковые теряют свою значимость, на это влияют социальные сети, современные фильмы и сериалы, которые меняют мышление современного общества, причем часто это происходит не в положительную сторону.
Далее студенты 44 группы Ромашова А.А., Репина М.П., Цветков И.В., Черемхин В.В. предложили обсудить весьма провокационный вопрос «Возможно ли соотношение прав и обязанностей ребёнка с семейными ценностями?». Воспитывая детей, родители должны прививать им семейные ценности, развивать личность ребёнка, обеспечивать надлежащее правовое воспитание, что позволит избежать ситуаций, когда ребенок может злоупотреблять своими правами.
Отсутствие доверия между родителями и детьми, по мнению выступающих, может привести к тому, что нарушенные права детей попросту некому будет защищать, ведь не каждый ребёнок обладает необходимым уровнем сознательности и правовой грамотности, чтобы попросить помощь у органов опеки или заявить в суд о своих нарушенных правах. Важно соотносить права и обязанности ребенка (субъекта семейных правоотношений) с правами, обязанностями и законными интересами его родителей и других членов семьи, дабы стремиться к достижению общего баланса в рамках семейно-правовой общности.
Интересы ребенка, его воззрения о своих правах и обязанностях должны быть учтены в системе ценностей семьи, но они не должны иметь определяющее значение, равно как и интересы любого другого члена семьи. В этом и есть сущность упомянутых компромиссов.
Познавательное выступление подготовили студентки 42 группы Львова А. В., Иванова Е. В. и студентка 43 группы: Нуштаева А.Т. на тему: «Сравнительный анализ семейного законодательства Индии и России в области правового регулирования отношений между родителями и детьми».
В работе было проанализировано законодательство Индии и России. В частности, значимым обстоятельством является разделение детей в Индии на законнорождённых и незаконнорождённых. Семейно-правовой статус ребенка влияет на институт наследования, опеки, на имущественные права и обязанности ребенка. В Индии статус родителей имеет приоритет над интересами ребёнка, в то время как в России дети обладают большими правами, а влияние родителей на них снижено.
Следует отметить, что содержание и формат предложенных для обсуждения вопросов позволил организовать оживленную дискуссию по столь сложному вопросу уважения и сохранения традиционных семейных ценностей в правоотношениях между родителями и детьми.