Выполнение курсовых работ в эпоху ИИ — особенности методического сопровождения
13 марта 2025
В современных условиях практически все представители профессорско-преподавательского сообщества организаций высшего образования озабочены проблемой революционных изменений, которые произвел искусственный интеллект в образовательной сфере. В том числе, существуют риски, связанные с использованием ИИ при написании курсовых работ обучающимися. Риски эти заключаются в отсутствии верификации данных со стороны обучающихся, а, значит, возможном наличии в работах фейковых данных, включая ссылки на несуществующие источники, судебные акты и прочие «огрехи», которыми изобилуют тексты, сгенерерованные ИИ.
Обсуждению этих проблем и способов их решения было посвящено заседание методической комиссии юридического факультета, состоявшееся 11 марта. На заседание были приглашены все преподаватели, которые являются научными руководителями курсовых работ, выполняемых обучающимися на факультете.
Присутствующие обсудили изменения в Методические указания по выполнению курсовых работ, которые призваны обеспечить необходимую степень самостоятельности обучающихся.
В частности, для ООП 40.03.01 Юриспруденция в этих целях утверждена следующая формулировка: «Основная часть курсовой работы предполагает содержательное исследование соответствующей темы. С учетом профиля подготовки по ООП 40.03.01 Юриспруденция, реализуемого на юридическом факультете ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» – «Правопользование и правоприменение» – значительный объем основной части курсовой работы должен быть посвящен мониторингу правоприменения в рамках избранной темы. Конкретные формы такого мониторинга (поиск и систематизация правовых позиций высших судебных инстанций, иных судебных актов, результатов правоприменительной деятельности конкретного правоохранительного органа, составление аннотаций, аналитических записок, обзоров, подборок и пр.) определяются преподавателями дисциплин, по которым учебным планом предусмотрено выполнение курсовых работ (научными руководителями курсовых работ) в рабочей программе дисциплины и доводятся до сведения обучающихся в начале соответствующего семестра.
Вместе с тем, при осуществлении мониторинга правоприменения важное значение имеет демонстрация обучающимися навыков толкования правовых норм (включая доктринальное толкование), установления межотраслевых и межинституциональных связей при анализе исследуемой проблематики, выявления юридикотехнических и иных проблем, пробелов и коллизий в текстах нормативных правовых актов в совокупности с формулированием предложений по их преодолению, равно как и выявления системных ошибок / отсутствия единообразия в содержании правоприменительных актов в совокупности с формулированием рекомендаций по их устранению / приведению к единообразию. Таким образом, мониторинг правоприменения в рамках курсовой работы (как формы научно-исследовательской деятельности) должен иметь своей целью углубление и систематизацию теоретических знаний, развитие правосознания и правового мышления обучающихся».
Также преподаватели обменялись мнениями и опытом относительно форматов публичной защиты обучающимися курсовых работ, которая, начиная с осеннего семестра 2024-25 учебного года, предусмотрена в качестве обязательной составляющей процесса их выполнения.
Состоявшееся обсуждение и изменения в процедуре подготовки курсовых работ имеют главную цель - повышение качества научно-исследовательской работы обучающихся, а, значит, и уровня сформированности универсальных и профессиональных компетенций.